Проект «Солнечный город»

Данные проекты осуществляются при поддержке Правительства МО.
Наши проекты:
Что такое "Солнечный город"?
Благотворительный фонд «Спасая детство» совместно с Правительством МО реализует проект «Солнечный город» — строительство бесплатного детского реабилитационного центра для детей с расстройством аустического спектра. Данный центр будет располагаться на отдельной закрытой территории в ближайшем Подмосковье, в него будут входить:
  • коррекционные детские сады;
  • специализированные школы;
  • корпуса для проживания детей и их родителей;
  • спортивно-оздоровительная зона;
  • социокультурный центр.

Цели проекта «Солнечный город»:
  • создать все необходимые условия для раскрытия потенциала каждого ребенка, научить его необходимым навыкам и подготовить к взрослой жизни;
  • социальная реабилитация и адаптация семей, в которых воспитываются дети аутисты, повышение качества жизни.

Дети аутисты, проживая вместе с родителями будут проходить минимум двухнедельный курс бесплатной реабилитации в детском реабилитационном центре «Солнечный город». ДРЦ «Солнечный город» рассчитан на оказание реабилитационной помощи  детям, страдающим расстройствами аустического спектра,  от рождения до 18 лет и имеет возможность принять до 200 детей и их сопровождающих. В непосредственной близости от места, выбранного для возведения ДРЦ, находится зеленая зона. Воздух в этом районе чист и свеж, что важно для лечения и реабилитации детей. Добраться до Центра дети и их родители без труда смогут на личном и общественном транспорте.  Будет создан отдел АСУ для ведения базы данных пациентов, мониторинга эффективности реабилитации и общего анализа деятельности центра «Солнечный город». В детском бесплатном реабилитационном центре «Солнечный город» дети с расстройством аустического спектра  имеют возможность проходить все виды необходимых терапий.

Речевая терапия

Одним из распространенных признаков аутизма являются речевые проблемы. Некоторые аутичные дети совсем или почти совсем не используют вербальную коммуникацию, а их речь развивается достаточно медленно и часто имеет некоторые дефекты (картавость, шепелявость, нарушение грамматики и др.). Помощь речевого терапевта часто позволяет не только улучшить речевую функцию ребенка с РАС, но и повысить его психический тонус, развить потребность в вербальном взаимодействии через налаживание и развитие эмоциональных контактов. Коррекционная работа по развитию речи строится исходя из особенностей каждого ребенка и направлена на улучшение речи, звукопроизношения, формирование спонтанной речи в бытовых условиях. Занятия строятся на игровых формах деятельности специалиста и ребенка с РАС.

Трудотерапия для детей с РАС

Трудотерапия или терапия занятостью направлена на улучшение моторики и координации движений аутистов, а также помогает задействовать восприятие различной информации через чувства - зрением, слухом, обонянием, осязанием. Инновационный метод трудотерапии - эрготерапия или оккупационная терапия. Эрготерапевт помогает аутичному ребенку осваивать действия, необходимые для решения повседневных задач различных уровней: личная гигиена, приготовление еды, покупки в магазине, уход за домашним животным и т. д. Квалифицированные эрготерапевты профессионально ориентируются в областях педагогики, психологии, физической культуры, социологии, что позволяет их подопечным не только наработать необходимые бытовые навыки, но и избавиться от сенсорных расстройств (повышенной или недостаточной чувствительности к шумам, яркому свету, прикосновениям и т. д.).

Арт терапия

Арт-терапия – это лечение детей с РАС творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование красками, как акварельными так и гуашевыми, аппликация, тестопластика, лепка из пластилина и разыгрывание сюжетов сказок из готовых поделок. Использование арт-терапии позволяет понять внутренний мир таких детей, понять, что происходит у них в голове, о чем они думают. Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений. Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта. Арт-терапия направлена на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, координацию рук.

Плаванье и бассейн

Одной из полезных методик в борьбе с аутизмом является плавание. Оно улучшает состояние аутиста, повышает его физическое и умственное развитие. Плавание очень полезно для детей с аутизмом, потому что во время занятий укрепляются все основные группы мышц. Дети с аутизмом становятся более выносливыми и гибкими, избавляются от напряжения и стресса, заряжаются позитивной энергией. Таким образом, занятия плаванием не только укрепят малыша больного аутизмом физически, но и улучшат эмоциональное состояние ребенка, что позволит ему в будущем легче адаптироваться в коллективе. Адаптация в коллективе для ребенка с аутизмом очень важна, потому что это позволит ему полноценно участвовать во всех событиях и в жизненных процессах. Плавание поможет укрепить здоровье малышей через закаливающее воздействие водных процедур. Закаливание ведет к укреплению здоровья, если следовать основным его правилам и учитывать возможности организма.

Занятия музыкой

Согласно проведенным исследованиям, музыка обладает мощным психологическим воздействием, поэтому ее рекомендуют использовать в терапевтических целях. Живая музыка сильнее действует на психологическое состояние ребенка, чем музыка в записи. Вместе с музыкотерапевтом дети, у которых диагностируют аутизм, выполняют различные движения под ритмическую музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания у детей, страдающих аутизмом, а также стимулируя подвижность, улучшают физическое состояние. Педагог на занятиях музыкотерапии дает возможность ребятам с аутизмом играть на различных музыкальных инструментах. Занятия такого вида развивают любознательность, мелкую моторику и учат групповому взаимодействию. Иногда игра на музыкальных инструментах стимулирует ребенка, страдающего аутизмом, к совместному пению. Это уже первый шаг к речевому диалогу.

Йога для детей с РАС

Дети с аутизмом не умеют расслабляться, они находятся в постоянном стрессе из-за специфической работы органов чувств. Таким детям нужно учиться осознанному расслаблению, и в этом им поможет йога. После занятий йогой малыш будет меняться в лучшую сторону, это станет заметно по его поведению и проявлению эмоций. После наблюдения за ребенком специалист в области йоги подбирает для него ряд упражнений. Выбор упражнений зависит от того, что умеет делать малыш, чему хочет научиться и что ему интересно. Комплекс упражнений по йоге стабилизирует эмоциональное состояние ребят, у которых диагностируют аутизм, а также снимает напряжение в диафрагме, улучшает подвижность тазобедренных суставов и укрепляет позвоночник. Очень полезными при аутизме являются дыхательные упражнения. Они положительно влияют на центральную нервную систему малыша, у которого аутизм.

Песочная терапия

Песочная терапия предоставляет ребенку с аутизмом возможность самовыражения. Песок, вода и несколько созданных самостоятельно фигур, помогают выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами ребенок с аутизмом объяснить не может. Таким образом, песочная терапия может помочь ребёнку рассказать окружающим о своих страхах и мыслях. Это немаловажно для таких малышей, поскольку они замкнуты и не могут описать свой внутренний мир словами. Для того чтобы создавать композиции из песка не нужно иметь специальных навыков, как, например, при рисовании. Поэтому малыш с аутизмом во время песочной терапии чувствует себя уверенно и не боится допустить ошибку. Песочная терапия напоминает обычную игру в песочнице. Она помогает детям с аутизмом развиваться, познавать мир и избавит от страхов. Психолог в процессе игры малыша с песком может заметить сложную ситуацию и помочь справиться с ней, найти оптимальный вариант для ее решения.

Кинезотерапия

Кинезитерапия означает лечение движением. Это новейшее немедикаментозное средство терапии, которое является естественным фактором влияния на патологические процессы. Кинезитерапия нормализует состояние всех систем в организме малыша с аутизмом, улучшает биохимические, физиологические и психологические процессы. В основе лечения движением находится единство и взаимосвязь систем организма. Комплекс физических упражнений благоприятно действует на нервную систему детей, у которых диагностируют аутизм. Физические упражнения нормализуют процессы возбуждения и отставания у ребенка, страдающего аутизмом. Занятия кинезотерапией помогают работе мышц, сухожилий и связок малыша. Специально разработанная индивидуальная программа физических нагрузок для малышей с аутизмом улучшает кровообращение и обмен веществ, помогает избавиться от отеков и воспалений.

Канистерапия для детей

Канистерапия – это метод нетрадиционной медицины, направленный на извлечение психологических и физиологических заболеваний за счет контакта ребенка с собакой. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются, а также лучше выражают свои эмоции, чем другие животные, хотя и не всегда являются более эмоциональными. Применение канистерапии обеспечивает положительную динамику в их социализации и коммуникации. Ребенок понимает, что все живое требует ухода, питания, растет и развивается. Таким образом, целью занятий канистерапией с данными детьми заключается в развитии и тренировке контактности, обогащении их сенсорной среды, закреплении новых навыков.

Индивидуальные занятия медицинских специалистов с ребенком

В нашем центре с ребенком занимаются высококвалифицированные специалисты: педиатр, детский невролог, невропатолог,  психиатр, психотерапевт и рефлексотерапевт, детский психолог,  логопед, дефектолог и специалист по расстройствам аутистического спектра, поведенческий терапевт и другие. Вначале курса специалисты проводят   комплексную диагностику: уточнение медицинского диагноза и оценка текущего функционального состояния ребенка с РАС. Затем команда специалистов совместно с семьей формулирует цели и задачи курса и разрабатывает индивидуальную программу занятий, учитывающую особенности и актуальные потребности ребенка аутиста и его близких. Далее реабилитационная команда специалистов в течении минимум двух недель регулярно занимается с ребенком с обязательным участием родителей.

Занятия на коньках

Как и любой вид спорта, катание на коньках закаляет не только организм, но и характер. Уметь каждый раз вставать после падения и продолжать движение снова – качество, которое пригодится детям с диагнозом аутизм. Катание на коньках укрепляет мышцы, помогает формированию красивой осанки, развитию вестибулярного аппарата, увеличивает выносливость, ловкость и силу, улучшает гибкость, пластичность. При катании активно действует мышечная группа, которая труднодоступна на обычных занятиях, даже с использованием современных тренажеров. К тому же всем известно о пользе закаливания, а занятия происходят на льду при невысокой температуре окружающей среды, что укрепляет иммунитет, защищает от простуд. Ускоренное насыщение кислородом, которому способствует физическая нагрузка на свежем воздухе, положительно сказывается на состоянии мозговых клеток. Мозг активнее выполняет поставленные задачи, решает проблемы, думает.

Занятия большим теннисом

Для здоровья детей аутистов занятия большим теннисом очень полезны.  Они укрепляют мускулатуру, развивают мышечную ткань, повышают выносливость и даже повышают интеллектуальные способности. Немаловажная польза большого тенниса заключается и в способности улучшить моторику, что является особенно важным для детей аутистов. Во время тренировки, ребенку приходится сосредотачивать зрение на мяче, это тренирует мышцы глаз. Повышается гибкость, активизируется кровообращение, развивается скорость реакции. В процессе тренировок мышцам приходится активно работать, заняты практически все группы мышц: ноги, руки, спина, шея, тренируется пресс. В процессе занятий усиленно работает система дыхания, тренируется сердечно-сосудистая система. Игра в большой теннис улучшает реакцию, координацию, внимание, стимулирует развитие стратегического и логического мышления, тренирует выносливость и ловкость.

Занятия гольфом

Гольф - это не просто спорт, это интеллектуальная игра. Гольф является одним из самых лучших и подходящих видов спорта для детей аутистов. Ведь гольф - хорошее упражнение для мышц - развивается концентрация и аналитические качества, при этом физическая нагрузка небольшая. Гольф развивает самодисциплину и контроль. Детям аутистам нужна успокаивающая обстановка и четко ограниченное пространство, а их вдруг выводят на поле для игры площадью 70 гектаров, где нет никаких ограничений, а есть, напротив, всякие преграды, например водоемы. В этой игре требуется очень большая концентрация внимания на собственном теле для того, чтобы попасть мячиком в лунку, которая находится в 300 метрах и дальше от игрока, а это очень непросто. Не нужно бояться создавать иногда ситуации, которые кажутся совершено неприемлемыми для детей аутистов, потому что на практике дети их преодолевают.

Занятия карате

Карате - это индивидуальный спорт, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. Этот спорт не агрессивен, развивает сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Карате – это не просто вид восточного единоборства, для детей аутистов это суставная гимнастика и растяжка, дыхательные упражнения под руководством опытного инструктора, закаливание маленького организма, развитие памяти и внимательности, обучение четкой дисциплине. Карате – это целостная система физического воспитания, так как преследует все аспекты развития физической культуры личности, где особое внимание уделяется воспитанию морально-этических и волевых качеств занимающихся. Дети-аутисты часто бывают очень способны, и если мы их правильно воспитаем, из них вырастут умные и талантливые личности.

Занятия на батуте

Батут является одним из приспособлений, с помощью которого терапевт может «научить» мозг пациента обрабатывать входящую информацию посредством движений. Дети с трудом интерпретируют импульсы, поступающие от мышц, суставов и связок. Например, ребенок может быть практически нечувствителен к прикосновениям, но при этом испытывает потребность постоянно трогать предметы или применяет слишком большое давление при письме или рисовании.Батут позволяет  таким детям двигаться с одной стороны достаточно свободно, с другой – в их любимой манере с повторяющимися движениями, а с третьей – прыжки соединяют их тело и разум, ведь одно неверное движение, и батут вытолкнет прыгуна из центра в сетку. Прыжки на батуте дают большой простор для движений, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Занятия лыжным спортом

Занятия лыжным спортом по специально разработанной методике с помощью обученных инструкторов позволяют на порядок ускорить процесс лечения, реабилитации и социализации детей с РАС. Мозг и тело ребенка, поставленного в нестандартные условия, вынужденные одновременно выполнять большое количество новых заданий на непривычной скорости, с поразительной быстротой перестраиваются, улучшается осанка и координация, сокращаются спастические симптомы, повышается стойкость к простудным заболеваниям. Когда ребенок передвигается на лыжах, часто сокращается сердце, сосуды становятся шире и кровь может быстрее по ним циркулировать. Дыхание становится частым, делается глубоким, кровь больше получает кислорода, перемещая его по всему организму. Устраняются признаки недостатка кислорода, усиливается обмен веществ с дальнейшим выведением продуктов обмена. Происходит активизация кровотока и дыхания.

Катание на велосипедах

Велосипед хорошо развивает длинные мышцы тела, то есть естественный мышечный корсет, который укрепляет позвоночник и не дает ему искривляться. Во время езды на велосипеде укрепляются сосуды и сердечная мышца. Велопрогулки на свежем воздухе, как и большинство видов спорта, являются отличной тренировкой для дыхательной системы. В результате увеличивается объём лёгких, благодаря чему повышается содержание кислорода в крови. Каждый орган начинает лучше функционировать, ускоряется регенерация тканей, улучшается работа мозга. Польза велосипеда для детей с РАС огромна – благодаря катанию на свежем воздухе укрепляются мышцы ног и рук, улучшается осанка, кровообращение, повышается иммунитет растущего организма.

Дельфинотерапия

Польза дельфинотерапии при аутизме состоит в положительном влиянии на детский организм ультравысоких частот, стимулирующих синтез эндорфина. Под его воздействием активизируется работа мозга, ускоряются процессы мышления и запоминания, усиливается сопротивляемость организма заболеваниям и стрессам. Активные движения в воде заставляют мышцы работать и укрепляться. Также к положительным факторам стоит отнести гидромассаж, получаемый ребенком в воде. Во время движения дельфина, ребенку передаются колебания воды, что очень полезно для всего организма. Интересно, что они влияют не на органы человека, как все средства лечения, а на клетки организма. Таким образом запускаются, улучшаются, активизируются все процессы организма. Находясь с дельфином в бассейне, ребенок учится общаться на тактильном и эмоциональном уровне, расширяет свою зону комфорта, избавляется от страхов.

Иппотерапия

Лошадь становится связующим звеном между внутренним миром ребенка и окружающей реальностью. Когда дети занимаются иппотерапией, им приходится следить за равновесием, координацией, подключать к действию все мышцы тела. При этом конечности двигаются независимо друг от друга, то есть функционируют оба полушария мозга. В процессе верховой езды на ребенка передаются более 100 колебательных импульсов, которые подобны массажу. Тело человека разогревается, улучшается кровообращение и соответственно питание клеток головного мозга. Активизация психических процессов, осуществляется за счет того, что появляется необходимость мыслить, планировать, запоминать. Лошади имеют сильное биополе и обладают способностью заряжать человека позитивом, происходит насыщение положительными эмоциями и энергией. Занятия благотворно действуют на физическое и психическое самочувствие.